МОУ "СОШ №1 г.Ершова"
г. Ершов Саратовской области
  • Оценка функциональной грамотности

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

    PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с  Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований  качества подготовки обучающихся. 

    Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    - в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

    - инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

    - участники исследования выполняют задания на компьютере;

    - все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

    - исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

    ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (PDF, 0.5 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (PDF, 0.29 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (PDF, 0.26 Мб.)

    Письмо МП РФ от 14.09.2021г. № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности (PDF, 0.24 Мб.)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (PDF, 0.32 Мб.)


    РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Приказ МО Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества (PDF, 1.19 Мб.)

    Приказ МО Саратовской области от 21.09.2021г. "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО Саратовской области на 2021-2022 уч.г." (PDF, 2.05 Мб.)

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»


    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Распоряжение администрации ЕМР от 28.01.2022 №18-р Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО ЕМР на 2021-2022 уч. г. (PDF, 1.76 Мб.)


    Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) о формировании и оценке функциональной грамотности школьников

    Педагогический совет «Организация образовательной деятельности в контексте развития функциональной грамотности школьников. Глобальные компетенции – особый компонент функциональной грамотности» (16.11.2021г.)


    Марафон функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования 06.12.2021г. - 10.12.2021г. Основные темы просветительских мероприятий онлайн-марафона - ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития. Организаторы Марафона - Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.

    Программа марафона

    Марафон функциональной грамотности, нацеленный на развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров в режиме онлайн на площадке Академии Минпросвещения России с 31 октября по 2 ноября. В центре внимания участников Марафона - вопросы формирования и оценки различных видов функциональной грамотности, узнают, межпредметное сотрудничество при формировании функциональной грамотности, опыт регионов по формированию и развитию функциональной грамотности,  подходы к формированию финансовой грамотности. 

    Программа онлайн-марафона доступна по ссылке.

     Запись трансляций доступна по ссылкам:

    • Первый день марафона (31.10): RutubeVK
    • Второй день марафона (01.11): RutubeVK
    • Третий день марафона (02.11): RutubeVK

    Материалы Марафона функциональной грамотности


    Компетенции 4К: формирование и оценка на уроках (PDF, 6.67 Мб.)

    Сборник информационных и методических материалов для педагогов (PDF, 2.68 Мб.)

    Уроки формирования функциональной грамотности (ФГОС ООО) (PDF, 3.88 Мб.)


    Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

    Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

    Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

    Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

    Он-лайн уроки по финансовой грамотности https://www.dni-fg.ru/

    Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

    Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

    Электронный банк заданий по ФГ на платформе РЭШ: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

    Метапредметная неделя 

    День 1.

    МЕТАКВИЗ «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (5-9 классы)  https://vk.com/wall-130975974_5084

    Интеллектуальная игра-викторина "СОЗВЕЗДИЕ ЭРУДИТОВ" (2-4 классы) https://vk.com/wall-130975974_5110?w=wall-130975974_5110

    День 2. 

    «Читательская грамотность – не навык чтения, а умение читать»  https://vk.com/club130975974?w=wall-130975974_5085

    День 3.

    «Математическая грамотность - способность мыслить» https://vk.com/club130975974?w=wall-130975974_5112

    День 4. «Естественно-научная грамотность. Удивительное рядом!» (5-9 классы) https://vk.com/club130975974?w=wall-130975974_5113

    Конкурс «Знатоки ребусов» (1- 4 классов) https://vk.com/club130975974?w=wall-130975974_5109

     День 5. «Финансовая грамотность - надежный фундамент личного успеха!» https://vk.com/club130975974?w=wall-130975974_5114

    Мероприятия

    Прошедшие мероприятия
    Вебинар «Приёмы повышения учебной мотивации школьников при формировании естественно-научной грамотности».

    Вебинар «Приёмы повышения учебной мотивации школьников при формировании естественно-научной грамотности»

    Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Саратовского областного института развития образования
    -
    21 февраля среда
    Единый методический день "Функциональная грамотность: учимся сами, учим детей".

    Единый методический день "Функциональная грамотность: учимся сами, учим детей"

    МОУ "СОШ №1 г.Ершова"
    Единый методический день посвящён вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. 
    Участники единого методического дня: педагогические работники школы, филиалов школы в п.Красный Боец и в  с.Марьевка.
     
    22 декабря 2022 четверг

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie