МОУ "СОШ №1 г.Ершова"
г. Ершов Саратовской области
  • Профориентация

    Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории — это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

    Первые шаги в мир профессий начинаются с момента, когда малыш учится задавать вопросы взрослым. В детском саду дети лечат кукол, торгуют в магазине, ухаживают за растениями и все это — первое знакомство с профессиями.

    Система профориентационной работы в школе — это уроки и внеурочная деятельность; экскурсии на предприятия и в организации; встречи с теми, кто нашел свое место в профессиональной деятельности

    С 1 сентября 2023 года в 6–11 классах начинается внедрение Единой модели профессиональной ориентации.

    Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

    Профессиональная ориентация включает в себя:

    1. Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
    2. Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
    3. Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

    С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации.

    Единая модель профориентации реализуется на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    Уровни Единой модели профориентации

    Наша организация реализует программу Единая модель профориентации. Базовый уровень

    Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся

    Единая модель профориентации включает в себя 7 направлений:

    Урочная деятельность. Во время изучения тех или иных предметов мы часто задаемся вопросом, а для чего мне изучать этот предмет, и как я могу применить знания и навыки, которые я получаю? Мы разработали целые сценарии уроков для каждого педагога по различным предметам, различным тематикам. Они достаточно интерактивные, с включением видеороликов, различных тестов, опросников для того, чтобы связать предметы с профессиями и с отраслями экономики.

    Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты». Это цикл занятий, в рамках которых рассказывается об отраслях экономики Российской Федерации, о профессиях, знаниях и навыках, необходимых для построения карьерной траектории развития.

    Дополнительное образование. Сегодня есть много возможностей для посещения кружков в центрах дополнительного образования, IT-кубов, Кванториумов, в том числе на базе колледжей и вузов. Здесь у ребят открываются дополнительные возможности получить новые знания и навыки, которые могут быть близки к их будущей профессии.

    Взаимодействие с родителями (законными представителями). Взаимодействие школы с семьей является важным направлением профориентации. Важно рассказать о возможностях для их детей, о развитии экономики Российской Федерации, как она выстроена, какие отрасли сегодня более приоритетны и какие дальнейшие пути развития в этой отрасли есть у ребенка. Поэтому мы подготовили два родительских собрания. Они будут проведены в сентябре (14 сентября 2023 г.) и в феврале учебного года.

    Практико-ориентированный модуль. Узнавая о тех или иных профессиях, хочется, конечно, на практике попробовать, что это такое. Поэтому мы предусмотрели практико-ориентированный модуль, когда ребята могут попробовать сами, как это — быть профессионалом. Можно организовать это как внутри школы, так и в колледже, или в вузе, или на предприятии (экскурсии, пробы, мастер-классы и др.).

    Профессиональное обучение. Очень важным для старшеклассников является получение профессии. И такую профессию можно получить в рамках реализации профессионального обучения. Сегодня эти профессии можно получить в колледжах, которые оборудованы современными мастерскими и лабораториями. Мастера производственного цеха учат не только студентов, но и школьников, как работать на станках и не только.  Поэтому сегодня такая возможность также предоставляется в рамках единой модели профориентации.

    Профильные предпрофессиональные классы. Еще одним важным, ключевым аспектом в профориентации является глубокое погружение в профессию в старших классах. Это профильные предпрофессиональные классы: инженерные или IT-классы, космические, медицинские классы и др. Классы могут быть различного профиля и отраслей. С коллегами из субъектов мы договорились, что такие классы обязательно открываются совместно с вузами и предприятиями. Почему это важно? Ведь дальше ребенок должен познакомиться с педагогами из вуза, понимать, где он дальше будет трудоустроен и какие знания и навыки ему понадобятся на работе.

    Конструктор будущего

    Контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» — это цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» по формированию профориентационных мероприятий в классах. В статье «Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся» мы рассказали о педагоге-навигаторе нашей школы.

    Контент «Конструктора будущего» содержит материалы:

    • Вводного мотивационного урока;
    • Тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 классы;
    • Мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате;
    • Практического занятия с онлайн-профессиональной пробой;
    • Рефлексивного урока.

    https://profigrad.bvbinfo.ru/ ПрофиГрад  - место, где учащиеся могут пройти профессиональные пробы. Найди профессию по душе.

    Онлайн-платформа проекта
    «Билет в будущее»

    Главной информационной платформой Профминимума является сайт федерального проекта «Билет в будущее» раздел Профминимум https://bvbinfo.ru/profminimum.

    Обзор разделов платформы «Билет в будущее»

    Раздел «Школьники»

    Для школьников нашей страны доступен виртуальный город профессий «Профиград». Путешествуя по улицам и проспектам этого города, ребята могут познакомиться с ключевыми направлениями и отраслями экономического развития нашей страны, профессиями, выполнить интересные задания и принять участия в разных активностях города. Доступ к Профиграду абсолютно открытый, каждый желающий может изучить его возможности.

    Раздел «Родители»

    Родители являются важными и неотъемлемыми участниками профориентационного процесса. Специально в рамках проекта разработаны семейные тесты – битесты, где родитель и ребенок могут совместно проходить их и обсуждать полученные результаты. В этом году стартовал образовательный профориентационный курс для родителей «Родители в теме». Здесь вы можете познакомиться со структурой и содержанием курса, пригласить ваших родителей к участию. Курс бесплатный и открывает много интересных возможностей и открытий в построении профориентационного диалога между родителями и детьми.

    Раздел «Педагоги»

    Педагогическое сообщество проекта «Билет в будущее» - это учителя с активной позицией и особым интересом к вопросам профориентации. В рамках проекта у нас создан Экспертный педагогический совет, который развивает профориентацию как в своих образовательных организациях, так и популяризируют результаты своей деятельности на региональном и всероссийском уровнях. На этой странице вы можете познакомиться с видеоматериалами о проекте, с полезными документами, а также прослушать лекторий проекта – интервью экспертов и специалистов из разных областей о современной профориентации и ключевых направлениях ее развития.

    Материалов и возможностей для профессионального развития в области профориентационной деятельности много. У проекта «Билет в будущее» большой и успешный опыт в реализации профориентационных практик, форматов и инициатив.

    Проектная деятельность обучающихся

    Проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности обучающихся, давно и эффективно используется в реализации образовательных программ в нашей школе.

    В рамках единой модели профориентации обучающиеся выбирают темы проектов. Например, «Мой путь к выбору будущей профессии», «IT-технологии на рынке профессий» и т. д.

    Ребята работают над проектами под руководством учителей-предметников. Готовые проекты обучающиеся представляют на практико-ориентированных конкурсах, конференциях. Школьники традиционно принимают участие в чемпионате "Профессионалы", Национальной технологической олимпиаде, ВсОШ по технологии, хакатонах и др.

    Урочная деятельность

    Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность.

    Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.

    Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» с использованием «Конструктора будущего».

    Внеурочная деятельность

    Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-уроки «Шоу профессий».

    Взаимодействие с родителями

    Выбор профессионального пути - это совместный выбор между родителем и ребенком, это семейный выбор, родители оказывают значимое влияние на этот выбор. Данные опросов показывают, что мнение родителей для подростков находится на втором или на третьем месте, то есть является первостепенным мнением после интереса самого ребенка. Задачи Профминимума,  дать возможность и инструменты родителям в помощь для того, чтобы развить собственные компетенции в понимании рынка труда, чтобы лучше ориентироваться в мире современных профессий и самое главное, понимать свою роль в помощи ребенку .

    На платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru (раздел «Родители») разработано много полезного контента, который родители для себя могут использовать.

    19.09.2024г. в школе состоялось родительское собрание "Россия - мои горизонты"

    Успешная профориентация школьников — результат взаимодействия разных сторон вопроса. Поэтому так важно говорить о ней не только с обучающимися, но и с их родителями. Цель данного собрания — дать родительскому сообществу полноценную информацию о том, чем и для чего занимаются их дети в рамках профориентационных мероприятий.

    Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе

    ТОП-5 волнующих родителей вопросов

    Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».

    Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка.

    В этой статье эксперты масштабного проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.

    ВОПРОС №1: Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?

    Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов: «Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками».

    ВОПРОС №2: Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?

    Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: «Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность, при необходимости, моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями».

    ВОПРОС №3: Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: «Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя».

    ВОПРОС №4: Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?

    Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области: «Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.

    Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды, открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.

    Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия».

    ВОПРОС №5: Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: «Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!».

    Немного о курсе:

    Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровыми технологиями, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте https://bvbinfo.ru

    Информация предоставлена федеральным оператором Всероссийского проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов — Фондом Гуманитарных Проектов.

    _____________________________________________________________________________________

    Всероссийский проект «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по поручению Президента России В.В. Путина. Федеральным оператором проекта выступает Фонд Гуманитарных Проектов. Куратором проекта является Министерство просвещения РФ. Региональным оператором проекта в Саратовской области является ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

    На территории Саратовской области Всероссийский проект «Билет в будущее» реализуется с 2019 года. За это время в нем приняли участие более 90 тысяч саратовских школьников. В 2024 году участниками федеральной профориентационной программы станут не менее 19 тысяч подростков региона.

    Программа БЕСПЛАТНОЙ профориентации «Билет в будущее» реализуется в разных форматах: как мультимедийный квест «Лаборатория будущего» на площадке Исторического парка «Россия – Моя история», как профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций, детского и мобильного технопарков «Кванториум» ГАУ ДПО «СОИРО», а также в формате промышленных экскурсий и в онлайн-формате на цифровой платформе https://bvbinfo.ru

    Приглашаем школьников, родителей и педагогов в региональную группу «Билет в будущее|Саратов» — https://vk.com/bvb_saratov   Здесь размещаются анонсы мероприятий и информация о возможностях участия во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

    Напомним, что на основе опыта проекта «Билет в будущее» с 1 сентября 2023 года во всех школах РФ внедрена Единая модель профессиональной ориентации обучающихся (профминимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации, а также запущен курс «Россия – мои горизонты», который знакомит учащихся 6-11 классов с востребованными профессиями и достижениями России в различных областях экономики.

    Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

    Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.

    7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, о нем думают учителя и подростки.

    Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.  

    Своими мнениями делятся педагоги и школьники из других регионов:

    Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: «Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах».

    Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса: «Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее»». 

    Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва: «Мне, как учителю, очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержание, календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога».

    Владимир Кардаш, учитель школы №31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края: «С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» содержателен и познавателен своими материалами».

    Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников: «С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки». 

    Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами: «Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии».  

    Марина Мосичкина, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская область, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий: «Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем».

    Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

    Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: «На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями».

    Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного: «Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере».

    Артем Горбунов, ученик 9 «В»  класса школы №8 г. Старая Русса: «В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали об истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий».

    Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска: «Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять свои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе».

    Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска: ««Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнаю что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучаю различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся».

    Информация предоставлена федеральным оператором Всероссийского проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов — Фондом Гуманитарных Проектов.

    _____________________________________________________________________________________

    Всероссийский проект «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по поручению Президента России В.В. Путина. Федеральным оператором проекта выступает Фонд Гуманитарных Проектов. Куратором проекта является Министерство просвещения РФ. Региональным оператором проекта в Саратовской области является ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

    На территории Саратовской области Всероссийский проект «Билет в будущее» реализуется с 2019 года. За это время в нем приняли участие более 90 тысяч саратовских школьников. В 2024 году участниками федеральной профориентационной программы станут не менее 19 тысяч подростков региона.

    Программа БЕСПЛАТНОЙ профориентации «Билет в будущее» реализуется в разных форматах: как мультимедийный квест «Лаборатория будущего» на площадке Исторического парка «Россия – Моя история», как профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций, детского и мобильного технопарков «Кванториум» ГАУ ДПО «СОИРО», а также в формате промышленных экскурсий и в онлайн-формате на цифровой платформе https://bvbinfo.ru

    Приглашаем школьников, родителей и педагогов в региональную группу «Билет в будущее|Саратов» — https://vk.com/bvb_saratov   Здесь размещаются анонсы мероприятий и информация о возможностях участия во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

    Напомним, что на основе опыта проекта «Билет в будущее» с 1 сентября 2023 года во всех школах РФ внедрена Единая модель профессиональной ориентации обучающихся (профминимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации, а также запущен курс «Россия – мои горизонты», который знакомит учащихся 6-11 классов с востребованными профессиями и достижениями России в различных областях экономики.

     

    Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь

    Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13-17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.

    Р-р-раз - и много денег

    Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок, не сказать, что завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.

    Спросили коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8.

    - Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.

    Мешают иллюзии

    А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.

    Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.

    А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.

    - Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.

    Как их развеять

    Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?

    - Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.

    Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.

    Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.

    Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.

    На заметку

    Хорошим помощником может стать федеральный проект ранней профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.

    Есть курс внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников.

    Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки.

    Информация предоставлена федеральным оператором Всероссийского проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов — Фондом Гуманитарных Проектов.

    _____________________________________________________________________________________

    Всероссийский проект «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по поручению Президента России В.В. Путина. Федеральным оператором проекта выступает Фонд Гуманитарных Проектов. Куратором проекта является Министерство просвещения РФ. Региональным оператором проекта в Саратовской области является ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

    На территории Саратовской области Всероссийский проект «Билет в будущее» реализуется с 2019 года. За это время в нем приняли участие более 90 тысяч саратовских школьников. В 2024 году участниками федеральной профориентационной программы станут не менее 19 тысяч подростков региона.

    Программа БЕСПЛАТНОЙ профориентации «Билет в будущее» реализуется в разных форматах: как мультимедийный квест «Лаборатория будущего» на площадке Исторического парка «Россия – Моя история», как профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций, детского и мобильного технопарков «Кванториум» ГАУ ДПО «СОИРО», а также в формате промышленных экскурсий и в онлайн-формате на цифровой платформе https://bvbinfo.ru

    Приглашаем школьников, родителей и педагогов в региональную группу «Билет в будущее|Саратов» — https://vk.com/bvb_saratov   Здесь размещаются анонсы мероприятий и информация о возможностях участия во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

    Напомним, что на основе опыта проекта «Билет в будущее» с 1 сентября 2023 года во всех школах РФ внедрена Единая модель профессиональной ориентации обучающихся (профминимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации, а также запущен курс «Россия – мои горизонты», который знакомит учащихся 6-11 классов с востребованными профессиями и достижениями России в различных областях экономики.

    Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия — мои горизонты, мои достижения»

    На наших занятиях мы сосредоточимся на вашем будущем и поиске своего места в мире, где вы сможете стать профессионалами. Мы будем изучать различные профессии, осваивать полезные навыки и пробовать себя в разных направлениях, чтобы понять, что вам ближе всего. Если вас часто спрашивают о планах на будущее, а у вас пока нет точного ответа, не переживайте — это абсолютно нормально. Здесь вы получите много полезных знаний, ведь профориентация — это не просто выбор профессии, а целый процесс самопознания и развития.

    Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой своё будущее»

    Сегодня мы продолжаем разговор о профориентации, и у нас будет необычное занятие. Совсем скоро перед вами встанет задача выбора образования и ЕГЭ, а в идеале, определиться с ЕГЭ стоит уже сейчас, чтобы у вас было больше времени на подготовку. Но как это сделать и как сориентироваться? На этом занятии мы с вами начнём разбираться с тем, как устроена система образования. Мы узнаем больше о том, что такое УГСН и как ими пользоваться, а ещё — познакомимся с экспертами разных профессий и попробуем «примерить» их задачи на себя.

    Главное — не бояться пробовать, интересоваться, развивать себя, быть открытыми новым знаниям. Загляните на сайт «Билет в будущее» (bvbinfo.ru) и в виртуальный город профессий Профиград (раздел «Школьники»).

    Сегодня мы будем обсуждать интересные темы, играть и смотреть видео. А начать наше занятие я предлагаю с просмотра ролика о достижениях нашей страны.

    Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя»

    Но для каждой профессии этого недостаточно, ещё нужны специальные навыки, способности и определенные особенности характера. Не забывайте об этом! Подумайте дома самостоятельно, какие нужны способности, навыки и особенности характера для профессий, которые вы для себя отметили как интересные.

    Пройти диагностику «Мои интересы».

    Тема 4. Отраслевое занятие «Россия аграрная: растениеводство, садоводство»

    Сегодня на занятии речь пойдёт об аграрной среде, которая играет немаловажную роль в жизни и развитии страны. Аграрная среда не только обеспечивает продовольственную безопасность, но и вносит значительный вклад в экономику, создаёт рабочие места и способствует развитию сельских территорий.

    Перспективы в этой отрасли огромны: инновационные методы выращивания, устойчивое земледелие и новые технологии — всё это открывает большие возможности для будущих специалистов. Работая в растениеводстве и садоводстве, вы сможете внести свой вклад в устойчивое развитие нашей страны, улучшить экологическую обстановку и повысить качество жизни населения. Помните, что аграрная среда — это фундамент не только для нашего с вами здоровья как нации, но и для стабильности государства.

    Тема 5: Россия индустриальная: атомная промышленность

    Слово «индустриальный» происходит от латинского слова industria, что означает «усердие» или «трудолюбие». Индустриальный в современном понимании означает связанный с промышленностью и производством. Часто это слово используется для описания технологий, эпох (например, «индустриальная революция»), а также различных отраслей экономики, связанных с производством товаров.

    Важно помнить, что наша страна стремится к технологической независимости, и индустрия играет в этом ключевую роль. Промышленность не только обеспечивает нас необходимыми товарами и услугами, но и способствует развитию новых технологий и инноваций, которые помогут нам оставаться конкурентоспособными на мировом уровне. Примеры, которые мы рассмотрели, — лишь малая часть того, насколько разнообразны и важны профессии, влияющие на нашу повседневную жизнь и комфорт.

    Тема 6. Практико-ориентированное занятие

    Сегодня на занятии мы разберём все элементы формулы профессии. Запишите тему занятия у себя в тетрадях. По ходу занятия фиксируйте в них самое главное! Сегодня каждый из вас попробует вывести собственную формулу профессии — это поможет вам лучше понять свои интересы и их взаимосвязь. А для тех из вас, кто уже знает, чем хочет заниматься в будущем, — укрепиться в своём намерении.

    Получается, если знать свою формулу и уметь её применять, определиться с профессией намного легче. Всё потому, что формула учитывает ваши личные интересы и склонности, то, с чем вам нравится взаимодействовать, чем нравится заниматься. Поэтому, когда вы знаете свою формулу профессии и действуете по ней, развиваться в том или ином деле вам наверняка будет интересно.

    А ещё мы с вами убедились, что часто в одной профессии могут сочетаться разные ППД или НДО. В идеале ваша формула профессии может помочь объединить их все. Представляете, как здорово, если на работе вы сможете заниматься тем, что вам действительно нравится! Конечно, могут встречаться и противоречия между элементами — некоторые интересы или условия могут быть разнонаправленными. И это совершенно нормально. Важно научиться определять, что для вас приоритетно, и делать выбор в пользу того, что вам наиболее близко!

    Кстати, дома вы можете дополнить свою индивидуальную формулу — изучите в Интернете материалы и выпишите ВУЗы, необходимые экзамены и карьерную траекторию по выбранной специальности. Тогда у вас перед глазами будет готовый план действий, что очень удобно!

    Тема 7. Отраслевое занятие «Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание»

    В современном продуктовом магазине или на рынке легко потеряться среди множества товаров. Что их объединяет? На каждой полке лежит результат работы пищевой промышленности. Эта отрасль — одна из ключевых в экономике России и отвечает за продуктовую безопасность страны. То есть заботится о том, чтобы вкусных и качественных продуктов хватало на всех — и можно было делать запасы.

    Сегодня пищевая промышленность — это высокотехнологичная сфера, которая включает в себя различные подотрасли, такие как мясная, молочная, рыбная, хлебопекарная, масложировая, макаронная, кондитерская и многие другие. И, конечно, все они не могут существовать без специалистов, которые выбрали для себя работу в отрасли. А таких около двух миллионов человек!

    Пищевой отрасли предстоит большое будущее, так как постоянно появляются новые технологии, растёт спрос на качественные и безопасные продукты, а также усиливается интерес к здоровому питанию и экологически чистому производству.

    Тема 8. Отраслевое занятие «Россия здоровая: биотехнологии, экология»

    Речь пойдёт о биотехнологиях и экологии. Эти две отрасли тесно связаны между собой и охватывают огромный спектр тем, которые касаются каждого из нас. Мы часто сталкиваемся с темой экологии в нашей повседневной жизни, и это понятие нам уже знакомо. В то же время термин «биотехнологии» встречается реже и может быть новым для многих из вас.

    Одна из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей сегодня — это биотехнологии. Они объединяют биологию, химию и инженерию для того, чтобы обучать живые микроорганизмы выполнять различные задачи. Российские биотехнологи разрабатывают инновационные решения: переработку пластиковых отходов, создание устойчивых к болезням растений и генную терапию, которая позволяет лечить наследственные заболевания. Биоинженеры занимаются созданием тканей и органов с помощью биопринтеров — технологии, которая кажется фантастикой, но уже сегодня помогает проводить сложнейшие операции.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie